Основы руники

1. Обращение к начинающим

Рунный набор АлимыКогда я впервые столкнулся с рунами, то ощутил к ним глубокую, «мистическую» тягу. Я ощущаю её и сейчас. Это – то самое «чувство тайны», которое, на мой взгляд, объединяет практиков рун. Руны манят… Руны манят нас, людей, выбравших Путь знания. Руны манят, ведь они – вызов нашему уму и нашему духу, загадка, которые мы обязаны разгадать, обязаны не потому, что это модно или выгодно, а потому, что это наша глубочайшая внутренняя потребность… Идти по Пути знания с посохом, изрезанным рунами…

С самого начала хочу обратиться к тем, кто выбирает рунику как лёгкий способ решения каких-то своих задач, — уверен, вам стоит ещё раз задуматься об этом решении. Как не современно это не прозвучит, руны — не предмет для забав и не источник халявы, предупреждаю сразу. Они даже не просто «инструмент». Руника — это серьёзная, очень долговременная и временами трудная работа (хотя по-настоящему увлечённому человеку она будет в радость). Придётся искать и изучать источники, проводить часы в раздумьях и упражнениях, практиковаться в вырезании и раскрашивании, составлении формул и чтении раскладов… Время и силы — вот что требует руника от выбравших её. Взамен же она предлагает целое богатство – понимание мира и себя, способность ясно видеть и чётко действовать.

Так что, любители быстрой магии и развлекательных гаданий, вам – не сюда, бросайте. Всего и без усилий здесь не будет, чудес не бывает, чтобы там ни говорили последователи современного нью-эйджа. Самая большая ошибка по отношению к рунам состоит именно в таком, потребительском, неуважительном отношении к ним. А их стоит уважать, ведь они «знают» и «могут» больше, чем все библиотеки и армии мира.

2. Дух руники

Работа с рунами для того, чтобы быть наиболее эффективной, требует правильного, то есть сообразного себе, духа. Впрочем, она сама с течением времени незаметно меняет мировоззрение человека под себя, шлифует его. Я обязан предупредить об этом —поскольку это изменение является главным эффектом правильной работы с ними, а не каждый человек, начиная что-либо новое, способен принести в жертву своё прежнее мировоззрение.

В моём понимании, есть всего два типа мировоззрения — их ключевой точкой является отношение к самому себе. Человек «первого мировоззрения» не признаёт себя высшим центром собственной жизни, ставит самого себя в подчинённое положение — неважно от чего — от каких-либо «высших сил» (одного бога или нескольких, неважно), от судьбы, от «мамочки», от правительства… Это незрелая, инфантильная, рабская позиция. К моему большому огорчению, именно она проповедуется монотеистическими религиями как единственно правильная, но к счастью, достаточное количество их прихожан посылают пожелания «прогнуться» подальше.

Вторая позиция — это позиция взрослого человека, хозяина, позиция свободы. Здесь человек — сам себе голова, сам решает, сам действует и сам же отвечает за результаты своих действий. Жить так, конечно сложнее, но достойней. На данный момент я не вижу связи между язычеством и этой позицией — многие язычники раболепствуют перед богами подобно ортодоксальным христианам.
Руника несёт в себе дух свободы. Она несёт его ещё с дохристианских времён, когда в Северной Европе никому и в голову не пришло бы добровольно называть себя рабом. Поэтому тот, кто практикует руны «не усложняя», без самоуничижения перед кем бы то ни было, неизбежно приходит к убеждению, что центр его собственной жизни вовсе не «всемогущий Господь» или кто-то там ещё, а исключительно он сам – что нет в ней воли главнее собственной воли, нет убеждений главнее собственных убеждений, нет решений главнее собственных решений, никто ничего не сделает за тебя и не направит в нужную сторону, как слепую овечку, если ты — руник. Уважать заслуживающих уважения — это да, а вот принижаться перед кем бы то не было… нет! И это хорошо… Этому учат руны. А тем, кого по каким-то причинам не привлекает необходимость думать и действовать самостоятельно, я ещё раз советую бросить рунику.

Должен сказать, что руны — это часть Северной традиции. Это исторический факт, подтверждаемый многочисленными историческими и археологическими источниками. Историю рун нужно знать — невозможно отправиться в «полёт мастерства», не имея под ногами «трамплина истории».

Ряд современных руников утверждает, что руны невозможно изучать без отрыва от религии Асатру, нужно быть асатруа, чтобы работать с рунами. Выражу своё несогласие с этой позицией. На мой взгляд, для руника важна суть, а не форма миропредставления (именно поэтому, настоящие, верующие во Вседержителя христиане никогда не смогут достичь высот в этом искусстве, а противоположные им — те, кто считают самих себя хозяевами своей жизни, — будь они асатру, родноверами, да хоть вудуистами или атеистами — смогут). Германские руны, конечно же, несут в себе явные черты религии, культуры и природы языческой германской Европы, но, полагаю, способности не принадлежащих к этой среде, но интересующихся рунами людей с «правильным духом» понять эти особенности не настолько малы, чтобы это стало хоть каким-то препятствием для практики. Хотя асатруа, а тем более асатруа-скандинаву, работать с рунами легче — на воображение затрачивается меньше усилий.

3. Осмысление рун

Руны – символическая система, способ описания, не более того. У руники, как и у всех подобных систем, есть внешняя сторона — сами символы (в случае рун, это графические знаки), и есть внутренняя – то, что эти символы обозначают, некие реально существующие феномены. Знак и обозначенное им всегда связаны, как паспорт и человек, как карта и местность. Человек может существовать и без паспорта, местность – без карты, а то, что означают символы, без самих символов. Ещё раз подчеркну эту идею – реальность способна существовать и без всяческого символического описания себя. Символика всегда вторична.
Самое главное и интересное в рунике – это то, что скрывают за собой руны; мы занимаемся этой загадкой, а не непонятными закорючками, как думают «непосвящённые». Впрочем, закорючками тоже… (Но это уже область научной, экзотерической рунологии, а мой интерес лежит в рунологии эзотерической.)

Так что же обозначают руны? Я считаю, что руны обозначают действия. Точнее, некие «усреднённые» действия, в конкретике же проявляющееся сообразно каждому отдельно взятому деятелю и ситуации, в которой он оказался.

Легко заметить, что действуют все объекты в мире – живые и неживые, миниатюрные и огромные – от кварков до скоплений галактик, не исключая человека, конечно. Действие — поистине глобальное по распространению явление. Разнообразное по формам и масштабам, существующее на всех уровнях Вселенной. Также отмечу, что ничто не существует, не действуя. Значит, действие как явление глобально и по времени — нет и не было в истории мгновения без него.

Почему я считаю, что руны обозначают именно действия? Потому, что действия — реальная, объективно существующая, а не умозрительная категория. Любой человек, вне зависимости от своих субъективных особенностей, способен различить действие, его начало и конец, осознать его совершение органами чувств либо приборами…

Некоторые современные практики ошибочно полагают, что руны обозначают некие «энергии», которые, проникая в объект, вызывают в нём сообразные себе изменения. На мой взгляд, это прямое следствие недостатка образования и желания думать. Эти люди принимают индивидуальные психические феномены за реально существующее физическое явление, однако, несмотря на их убеждённость в обратном, факт остаётся фактом — эти глобальные моделирующие «энергии» существуют только в уме верящего в них. Научных доказательств их существования не было, нет и не будет предоставлено никогда, сколько бы они не пыжились. Наука смеётся…

Второй ошибочный, на мой взгляд, подход — обозначение рунами не действий, а свойств объекта, например, его силы, быстроты, красоты. Даже при поверхностном размышлении в этом подходе видна нерешаемая объективно проблема точки отсчёта — относительно чего определять наличие или отсутствие ключевого качества? Муравей силён по сравнению с микробов, но слаб по сравнению со слоном. Так он относится к знаку силы или нет? Ответ будет простым — кто как посчитает правильным, человек с одной точкой отсчёта признает наличие искомого свойства, а человек с другой — нет. Свойства — субъективная, умозрительная категория, вызывающая споры и сомнения, и поэтому не правильно использовать её в качестве основы для рунической системы. В отличии от них, действия не требуют определения точки отсчёта для доказательства своего существования — они отовсюду и для всех — либо есть, либо нет.

Вообще, действия ценны не сами по себе, а лишь как средство достижения некоей цели. Чрезвычайно важно понимать, какова конечная цель действования, ради чего так суетятся «насельники» Вселенной. На мой взгляд, действия нужны деятелю для того, чтобы его существование было идеальным — то есть оптимальным для него, максимально сообразным его внутренней природе, в сферах всех без исключения рун. Каждый деятель (начиная от мельчайшего кварка и заканчивая всей Вселенной целиком) стремится именно к такому, в высшей степени позитивному для себя состоянию.

В завершение я должен сказать, что руны как обозначения действий «тянут за собой» ещё ряд категорий, организуя таким образом в нашей психике целые «смысловые гнезда» (или «логосы»). Это естественно для нашего ума. Главное тут — не забывать, что основополагающим элементом в этих «гнёздах» являются именно действия.

4. Система Старшего Футарка

Рунная ЗвездаРуны образуют целостную систему. Система эта называется «Старший Футарк». Это — древнегерманский алфавит, использовавшийся с I-го (а возможно и с более раннего времени) до VIII в. нашей эры на территории расселения германских племён и по их торговым путям.

Помимо Старшего Футарка, существовали и существуют и другие Футарки, выросшие из него, и другие алфавиты, и вовсе неалфавитные знаковые системы — карты Таро, например, или И-Цзин. Важно понимать, что все эти разнообразные мироописательные системы за своими столь отличными друг от друга ключами скрывают то же, что и Старший Футарк, — действия. По сути всё это — разные способы «нарезки пирога» реальности, её «оярлычивания». Руник связывает действия с графическими знаками, а таролог, например, — с изображениями арканов. Отсюда простой вывод: Старший Футарк ничем не лучше других символических систем, просто если он оказался «по душе» выбравшим его людям, значит, именно его они и должны практиковать.

Я против одновременного изучения разных символических систем, а тем более их сознательного совмещения. На собственном опыте знаю, что в головах практикующих подобное получается непонятная «каша». Хоть такие люди (а их особенно много среди поклонников нью-эйджа) и говорят, что могут сознательно переключаться между системами либо совмещать их гармоничным образом, на деле они получают неразбериху, тем самым лишая себя глубины проникновения как в одну, так и в другую систему. Суши и борщ лучше всё же есть по отдельности, вместе они могут вызвать запор. Так что тем, кто не выбрал единственный Путь познания, советую выбирать поскорее.

В общем, Старший Футарк — это 24 знака, за которыми стоят все действия всех существ Вселенной. Он является совершенной мироописательной системой. И именно поэтому он не требует к себе никаких дополнений в виде, например, «пустоблюмовской пусторуны» или совмещения с другими знаковыми системами.

Звезда рунНаиболее правильным считаю представление Футарка в виде круга. Конечно, можно представлять его и линейно — так удобней для запоминания (отмечу, что большинство дошедших до нас исторических изображений Старшего Футарка линейны), однако мировоззренчески правильно будет представлять его в виде круга.

Большинство современных руников считает, что последовательность рун Футарка описывает последовательность действий (или состояний), которые должен совершить (пережить) деятель строго одно за другим (отсюда фиксированная нумеровка рун, где Феху — первая руна, начало этой последовательности, а Дагаз (Отила) — 24-ая, её конец. (Дагаз также считается нулевой руной, предшествуя тем самым первой руне — Феху.)

Я придерживаюсь иной точки зрения. Как я уже говорил, цель действий деятеля — идеальное существование. Однако это состояние нестойко и регулярно, под влиянием хаотично меняющейся жизненной ситуации, «выскальзывает из рук», нарушается. Нарушение это может произойти в сфере любой из рун или в нескольких из них сразу, безо всякой очерёдности. В ответ на это деятель должен своевременно совершать определённые, адекватные сложившейся ситуации действия, чтобы вновь вернутся к этому пресловутому «идеальному состоянию». Если же нужное действие в нужное время деятелем не совершается, то этим он наносит всему своему существованию (то есть, по сути, самому себе) вред. Другими словами, он усиливает в своём существовании энтропию, которая, нарастая, в конечном итоге, приводит к гибели деятеля.

Почему происходит именно так, почему деятели не «действуют не по плану, а по авралу» — мне объяснить сложно, но это моё предположение подтверждается элементарным эмпирическим наблюдением за жизнью — ни один из объектов, которые я наблюдал (я сам в том числе), не действовал по предписанному «порядку», а всё как-то вразнобой, повинуясь «живому течению жизни». Поэтому я утверждаю, что систему рун символизирует не Колесо, по ободу которого движется деятель, а Звезда, и деятель находится в её центре, откуда в любой момент ему равнодоступны все возможные действия — все руны круга. Можно сказать, что деятель, отталкиваясь от ситуации, своей волей «зажигает» нужные «лучи» Звезды Футарка: одно сообразное действие! другое! третье!.. У рун в Звезде нет номеров, строгой последовательности, каждая может быть первой, десятой, сто двадцать пятой. Всё зависит от прихоти Норн, вслепую меняющих «поле жизни» деятеля и его собственных решений.

Как элементы системы все руны равны между собой.

Первый вывод из этого — руны не бывают изначально «хорошими» и «плохими», «нужными» и «ненужными», «слабыми» и «сильными», они бывают только подходящими ситуации и неподходящими ей. Надо помнить это всегда, особенно тогда, когда практика руны не даёт положительного результата и хочется объявить её «от природы» слабой или зловредной.

Второй вывод — любые современные теории, делящие руны на какие-то качественно отличающиеся друг от друга группы, ошибочны.

5. Работа с рунами

Я должен отметить, что в отличие от разговоров «за руны» вообще, практика — сугубо индивидуальная вещь. Она заключается в создании лично в себе глубокой связи между руническим знаком и настройкой на соответствующее ему действие, а также в использовании этой лично в себе существующей связи себе же на пользу. «Лично в себе» означает буквально в своём собственном мозгу, поскольку природа этой связи — сложный рефлекс, реализуемый посредством нейронных мостов между определёнными участками мозга. Кто как этот рефлекс проработал, тот такой результат и получает.

Работа с рунами многообразна. Прежде всего, это Руналор — Познание. Познание помогает практику понять значение руны, осознать значимость соответствующего ей типа действий во Вселенной вообще, научиться замечать его и, параллельно, выработать лично в себе глубокую связь между рунами и настройками на соответствующие им действия (что крайне необходимо как в магии, так и в мантике). Это — самый важный раздел практики, и большую часть времени я рекомендую отводить именно ему. Все способы познания используют и логику, размышления, и интуицию, чувственное проживание и ассоциирование, левое и правое полушарие. Конечно, какие-то более «логичные», а какие-то более «интуитивные».

Второй раздел — Рунамал (Руническая мантика), вопрошение с помощью рун, «гадание», получение совета. Именно совета, а не ответа. Обращаю внимание, что будущее не предопределено, мы сами определяем его своими поступками. Техники раскладов и толкований многообразны, но, на мой взгляд, стоит отрабатывать самые традиционные, тогда и смысл полученных раскладов будет со временем «доходить» быстрее и полнее.

Третий (и самый популярный по количеству бреда) раздел руники – Рунагальд, Руническая магия. Относительно магии нужно ясно понимать одну вещь: руны за практика действовать не будут, ему придётся «вкалывать» самому — и всё потому, что руника — это субъективный феномен, неотрывный от человека. Формулы и заклинания помогут настроиться на действие, «заточат» под него, но не работать вместо человека не будут. Правильный подход к магии делает человека взрослее, неправильный — инфантильнее. Ждать халявы — неправильный подход.

Как бы то ни было, практика руники требует любви к этому Пути, труда и времени.

На этом я заканчиваю данную статью и от души желаю доброй удачи тем из вас, кто решил серьезно заняться рунами.

© HaukwithR Gandwiki, SPb, 2009