«Чаша Саки» на март

1 марта

ПРИРОДА ГОВОРИТ ГРОМЧЕ, ЧЕМ ПРИЗЫВ С МИНАРЕТА.

Это — призыв человека к человеку во имя Господа, но в природе мы находим призыв Бога к человеку во имя Бога, который является на самом деле призывом Бога к Богу во имя Бога. Через такую речь или призыв Бога была создана Вселенная, и единственной причиной ее сотворения было то, что Бог мог использовать ее как Инструмент для Его Вечной Музыки. То, что наши уши закрыты — не Его вина.

Однако мы чувствуем этот призыв и по-другому — когда радуемся солнечному свету, пению птиц, водопадам, плещущимся волнам, ощущению весеннего изобилия, живительному воздуху после дождя и многому-многому другому. Воистину, Музыка Бога — повсюду, но эта искусственная жизнь притупила чувствительность наших ушей. Поэтому кто-то должен призвать нас к молитве и поклонению, которые являются естественным делом души.

2 марта

СВЯЩЕННИК ДАЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ; ВЕТВИ ДЕРЕВА ОДАРИВАЮТ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ.

Что такое церковь? Не будет неправильным ходить в церковь или участвовать в церковных богослужениях. Церковь уместна там, где она объединяет мужчин и женщин в молитве и богослужении и таким образом способствует единству и братству; она неуместна, когда она отлучает мужчин и женщин [от служения Богу] или вызывает вражду и таким образом разделяет человечество. Это разделение происходит от человека, не от Бога. Он не осуждает ни на каком признанном человеком основании; Он не ограничен какими-либо решениями людских соборов или людских учреждений.

Священник, говоря во имя эго или во имя церкви с мыслью об эго, не может дать божественного благословения. Дерево, не имея мысли об эго, поглощенное любовью к Богу, может дать высшее благословение, и многие люди, одинаково — верующие и неверующие, — чувствуют это.

3 марта

ДУША ПРИНОСИТ СВОЙ СВЕТ С НЕБЕС, А РАЗУМ ПРИОБРЕТАЕТ СВОИ ЗНАНИЯ НА ЗЕМЛЕ; ПОЭТОМУ, КОГДА ДУША С ГОТОВНОСТЬЮ ВЕРИТ, РАЗУМ ВСЕ ЖЕ МОЖЕТ СОМНЕВАТЬСЯ

Душа всегда находится в свете, она не может пребывать ни в чем, кроме света, потому что душа — это свет. Ум создает прибежище как для света, так и для тьмы — света с небес и тьмы от земли. Когда ум вытягивает свое содержание из земли и подбирает мысли-тени и мысли-слова вместо воплощенной в этих мыслях и чувствах субстанции света, в нем не может быть уверенности. Ибо тень не только не является светом, но тень стремится изменить свою форму, стать меньше или больше, слабее или глубже, стремление к тени может изменить форму света, сделать ярче или бледнее, тусклее или насыщеннее, по мере того как свет приближается или отступает.

Под гнетом таких обстоятельств ум никогда не может быть слишком уверен в этом порожденном землей интеллектуальном собирании ума, называемом знанием, которое является просто коллекцией имен и форм, а не истинным знанием.

4 марта

ТЕМ, КТО ШВЫРЯЕТ ПЫЛЬ В СТОРОНУ СОЛНЦА, ЭТА ПЫЛЬ ПАДАЕТ В ИХ СОБСТВЕННЫЕ ГЛАЗА.

Это — правда в прямом смысле, но есть и гораздо более глубокое значение. Когда некто попытался оскорбить Будду, тот отказался принять оскорбление, классифицируя это как дар, приемлемый или неприемлемый, который, будучи отвергнутым, возвращается к дающему. Та же самая идея заключена в словах Христа “Не противься злому”. Когда мы отказываемся принять зло как зло, уклоняемся от признания чего бы то ни было как обиды в свой адрес, то предназначенные нам обида или зло падают на того, кто их замыслил.

Тот же самый закон можно наблюдать в жизни великого суфия Баязида Бистами. Когда он заявил о всеобщности Бога таким образом, как будто бы он выдал Великую Тайну, он воззвал к своим ученикам, чтобы они убили его; вместо этого их ножи обратились против них самих. Другими словами, когда мы возвышаемся над двойственностью, когда мы соприкасаемся с бесконечностью, ограниченные, конечные вещи на нас больше не могут повлиять.

И тот, кто хочет делать добро мудрецам, получает добро; тот, кто хочет совершать зло, получает зло. При этом условии мудрец становится хозяином Кармы, он оказывается выше ее влияния.

5 марта

ЧЕЛОВЕК САМ СОЗДАЕТ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ДИСГАРМОНИЮ.

Это то, что происходит посредством эго, нафса. Неразличимый Звук находится над сетями ума, и на ментальном плане он существует как различные звуки. Эти звуки не нуждаются в дисгармонии, но когда они делаются созвучными ушам индивида, и затем фокусируются на индивидуальных мыслях — особенно посредством нафса, или мысли об эго, — их подлинный ритм и вибрация поражены, и они воспринимаются как дисгармония. та дисгармония не является подлинной, она не объективна, она субъективна — результат реальности, относящейся к ложному Я.

6 марта

ПОДЛИННАЯ БИБЛИЯ — В СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА; КОГДА ОНО ОКОЧЕНЕЛО ОТ ГОРЕЧИ ИЛИ НЕНАВИСТИ, ДВЕРИ АЛТАРЯ ЗАКРЫТЫ, СВЕТ НЕ ВИДЕН.

Это может восприниматься тремя путями. Физически это мешает свободному прохождению крови через вены и сосуды и таким образом становится причиной разнообразных болезней — артритов, ревматизма, стенокардии и всех видов хронических заболеваний.

Ментально это запрещает движение вибраций мысли в нервы, склоняет к сарказму и горечи в речи, и ужасной эгоистичности во взглядах на жизнь.

Духовно это убивает все желание любви, роста и раскрытия. Человек не признает любовь и доброту ни в себе самом, ни в другом человеке, и без необходимости давая волю ненависти, не оставляет возможности для духовного самовыражения.

И таким образом этот мужчина или эта женщина останавливается в своем собственном свете, и здесь происходит уплотнение всех стремлений и функций, несущее разложение и смерть вследствие отсутствия жизни. Даже рак и другие подобные болезни могут разрушить тело, потому что не остается места для высших аспектов жизни, и нет защиты от вредных воздействий изнутри или снаружи.

7 марта

ЭТО ЛОЖНАЯ ЛЮБОВЬ, ЕСЛИ ОНА НЕ ВЫРЫВАЕТ С КОРНЕМ ПРИТЯЗАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО “Я”; ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ УРОК ЛЮБВИ — “Я” НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Это трудно выразить, потому что любовь — выше всякого выражения. Природа любви — это свет, экспансивность, яркость, красота, сама жизнь. Мысли, слова, описания любого рода, возникая из деятельности ниже сетей ума, никоим образом не могут описать безграничное. Мысль об эго, любое выражение самости возникает из имени и формы, которые есть тени реальности.

Эти имена и формы могут быть выражены только через создаваемые ими знаки, их сущность остается скрытой. Истинная любовь выражается сама собой — в жизни, в атмосфере, в чувстве, в сердечных качествах, в неэгоистичности; это те ее черты, которые удаляются как из утверждения, так и из отрицания. Это та жизнь, которая существует, а любовь — это сама жизнь.

8 марта

ВЫ НЕ МОЖЕТЕ БЫТЬ В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ И КОНЕМ, И ВСАДНИКОМ.

Вы или положительны, или отрицательны, учитель или ученик, джелал или джемал, ведущий или ведомый. С другой стороны, конь олицетворяет разум, а всадник — волю; либо разум затмевает волю, либо воля направляет и контролирует разум. Здесь нет альтернативы. Но когда человек придерживается Даруда и единства с Богом, та роль, которую они могут играть в мире, не имеет значения. Они могут принимать форму мнимой негативности, но их полное, искреннее и истинное существо направлено лишь к Богу и Его посланникам. По отношению ко всему остальному на свете внутренне они сохраняют позитивную атмосферу и отношение, когда они знают, и отрицательную — когда не знают.

9 марта

КУДА БОЛЕЕ ВАЖНО ЗНАТЬ ПРАВДУ О СЕБЕ САМОМ, НЕЖЕЛИ ПЫТАТЬСЯ УЗНАТЬ ПРАВДУ О НЕБЕСАХ И ОБ АДЕ.

Небеса и Ад сами по себе являются результатами действий. В Библии строение земли было задумано раньше солнца или луны. Солнце и луна представляют высший и низший аспекты небес, и тень луны соответствует аду. Находя Я, истинное Я, которое есть Бог, мы поднимаемся как над небесами, так и над адом.

С другой точки зрения, рассматриваемая метафизически, реальность существования расположена над сетями ума, по ту сторону Малакута, а Небеса и Ад являются фазами жизни в Малакуте. До тех пор, пока мы не выйдем за пределы Малакута, мы не соприкасаемся с миром Первопричины.

10 марта

КАЖДОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СООТВЕТСТВУЕТ ЕГО ЭВОЛЮЦИИ.

Это означает стремление к удовольствию, стремление к богатству, стремление к знанию, стремление к Богу, стремление к любви. Что лежит в основе стремления? Это то, что душа имеет неудовлетворенное страстное желание; независимо от жизненного пути человека, если у него есть стремление, то это доказывает, что душа имеет неудовлетворенное страстное желание. Мудрый знает направление, которое должно принять его желание, обычный человек не знает этого; поэтому мудрый приходит к удовлетворению и находит спокойствие ума, сердца и души, которые чужды природе большей части человечества.

11 марта

ЧЕЛОВЕК ВИДИТ ТО, ЧТО ОН ВИДИТ; ВНЕ ЭТОГО ОН НЕ МОЖЕТ ВИДЕТЬ.

Зрение человека в его человеческом аспекте ограничено сетями ума, но правдой является также и то, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Под словом “человек” подразумевается то, что евреи называли “Аиш”, Интеллектуальная Личность. Но в свою очередь, это было одним из аспектов Адама, Всеобщего Человека, зрение которого простирается за пределы ментального плана.

Потенциальные возможности человечества превосходят потенциальные возможности любого из царств во всех аспектах творения или существования. Физически глаз человека похож на глаза животных, поле его зрения ограничено, человек видит лучше, чем одни животные, но хуже, чем другие. Однако зрение глаз человека более тесно связано с его мозгом  и умственной жизнью, а ментальное зрение человека не похоже на ментальное зрение животных. Некоторые животные могут видеть солнце и луну и находиться под их влиянием, однако они никогда о них не думают, они не сравнивают свои расстояния или размеры с расстояниями или размерами, относящимися к предметам вокруг них. Конечно же, разум животных в корне отличается от человеческого в определенных аспектах, особенно в высших.

Воображение позволяет нам переступать пределы времени, в то время, как животные полностью зависят от временных процессов. А сердечный глаз человека обладает способностью, выходящей за пределы любых ограничений. Эта способность, хотя ее и не следует называть бесконечной, тем не менее выходит за пределы ментального зрения и измерения. В этом смысле она ни бесконечна, ни конечна, ни количественна, ни качественна, она не подвержена влиянию времени или пространства, и природа ее сильно отличается от природы времени и пространства. Сердце расширяется и сжимается, открывается и закрывается, и поэтому оно не принадлежит к какой бы то ни было геометрической или математической природе.

12 марта

ИСТОЧНИК ИСТИНЫ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА; ОН САМ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ СВОЕГО ОСОЗНАНИЯ.

Это — особая способность человеческого ума, которая делает жизнь такой интересной, производит все это разнообразие и отклонения, хотя в то же время способствует возникновению всякого рода трудностей. Высочайшие и самые низкие из вибраций — в принципе, одно и то же, но, пройдя через аналитическую функцию интеллекта, кажутся различными, и таким образом делают осознание единства трудным или невозможным для человека.

Это то осознание, которое возвышает его над всеми различиями и разграничениями, и когда это достигнуто, он сразу осознает свое сущностное единство со всеми вещами и со всем вещным. Но это также возвышает его над царством слов и мыслей; ведь они различают и дают определения и не принадлежат природе абсолютного единства.

13 марта

КОГДА ЖИЗНЬ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ, ПЕРВЫЙ ПОЛУЧАЕМЫЙ ИМ УРОК — ЭТО СМИРЕНИЕ.

Такое живое развертывание является процессом, а не свершением. Оно не приходит от изучения книги, от молитвы или аскетизма, от изменения в диете или тщетных дыхательных упражнений. Оно приходит только через понимание жизни. Но каким образом можно охватить жизнь? Либо через подлинную боль и страдание, либо через мирской опыт, либо через внутреннее пробуждение, по Милости Господа, как, например, в медитации или в зикре.

14 марта

БОГ — ЭТО ИСТИНА, А ИСТИНА — ЭТО БОГ.

Существует лишь два пути обсуждения этого предмета, сама природа и сущность которого на самом деле находятся за пределами какого-либо обсуждения. С одной точки зрения, процесс понимания истины — это, в первую очередь, пробуждение и взращивание живого сердца.

Даже тогда истинность завершения приходит только после того, как сердце полностью пробуждено, а эго — изучено. Слово, форма, мысль, символика, воздействие, влияние или объяснение могут лишь указывать на что-то типа Нети, как это описывают индусы; то есть истина изображается как нечто отличное от чего бы то ни было и всего, что может быть изображено.

Но с метафизической точки зрения, выраженная теософски, Истина — это все, что зовется Рупа или Арупа — все в имени и форме и все вне имени и формы в состоянии и стадии Абсолютного Единства; Единства, которое, — будучи Единством, — включает в себя любую степень и вид сложности. Поэтому это не только жизнь над сетями ума, но также осознание того, что эта жизнь за пределами ментального, называемая буддической, включает в себя также любой вид состояний, реальных и потенциальных, так, чтобы все Небеса и Ад проявились как часть единого бытия. Это не подлежит обсуждению, потому что это затеняется любым процессом, за исключением высших форм медитации и созерцания.

15 марта

ПОКА ЧЕЛОВЕК НЕ ТЕРЯЕТ СЕБЯ В ВИДЕНИИ БОГА, О НЕМ НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО ОН ЖИВЕТ НА САМОМ ДЕЛЕ.

Это значит, что ограниченная жизнь — не жизнь; смертность, которая говорит, что жизнь и смерть являются парой, а не одним, не является жизнью. С одной точки зрения, мы умираем не только ежедневно, но ежеминутно. Привязанность является рождением, а свобода от привязанности — это смерть. Поэтому человек должен стать свободным от любого вида привязанности или цепляния; человек должен стать свободным.

Но как он становится свободным? Через понимание Бога, которое приходит через Его Милосердие, которое дается тем, кто теряет себя в Нем. Его Милосердие — повсюду, но мы не впускаем Его из-за нашей привязанности. Отрешенность приносит Милосердие, и Милосердие приносит отрешенность; они едины, а не двояки.

Бака не является чем-либо необыкновенным или сверхнеобычайным. Это — жизнь с открытыми глазами, с открытым сознанием, с пониманием. Это не принадлежит ни времени, ни пространству, ни относительности. До тех пор, пока это не переживается на самом деле, все соображения об этом тщетны. Отключая эго, человек автоматически это обнаруживает.

16 марта

НА КАЖДОЙ СТУПЕНИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА ЕГО ПОНИМАНИЕ БОГА МЕНЯЕТСЯ.

Ибо в природе ума искать, двигаться, меняться. Он может стремиться к расширению своего кругозора, и это приносит перемену в осознании. Но самое удивительное в баке состоит в том, что она одновременно включает в себя и изменяющееся, и неизменное состояния. Это приносит небесную музыку, которая является одной нотой и всеми нотами. Даже открытие Бога не дарует божественности. Этого никогда невозможно достичь в нашем ощущении предела, несмотря на то, что мы можем говорить о Паринирване. Для ума бессмысленно пребывать в таких материях; познать себя — совершенная ценность для ума.

17 марта

ВОИСТИНУ, ТОТ ПОБЕДИТЕЛЬ, КТО ПОКОРИЛ САМОГО СЕБЯ

Какова природа победы? Когда человек получает что-то от другого человека, то если он в этом процессе не приобрел силу, он не получил ничего. В момент ухода из этого мира он не может удержать те вещи, которые он на мгновение схватывает, а сила, которая приходит к нему или на поле сражения, или наоборот — в любви, или дружбе, или в каких-то других ситуациях (если это действительно сила), может быть вынесена им из этого мира. Это доказывает, что сила — это нечто такое, что можно завоевать, и человек-победитель может приобрести силу.

Теперь предположим, что человек является спортсменом. Людьми, которых мы считаем обыкновенными, было обнаружено, что хорошо тренированный спортсмен, будь то игрок в мяч, или бегун, борец или боксер, должен придерживаться довольно строгого режима, особенно в том, что касается ритма и самоконтроля. Независимо от того, насколько велика его физическая доблесть, без этого ритма и самоконтроля он не сможет последовательно и постоянно побеждать. Вся его жизнь, даже будучи столь земной и материальной, зависит от этого самоконтроля.

Отсюда мы видим, что природа освобождения не отделена от ограниченного существования, что Нирвана и Сансара имеют одну и ту же сущность. И кто же тогда мудрец? Мудрец — это тот же атлет, тот же боксер, который перенес этот режим в свою ментальную сферу из физической. И кто же тогда святой? Это человек, который пошел еще дальше и перенес этот порядок в сердце, другими словами — во всю жизнь целиком.

18 марта

МОЛИТВА — ЭТО ВЕЛИЧАЙШАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ВСЕХ ГРЕХОВ.

Что такое эта молитва? Эта молитва есть продолжающийся процесс приближения к Богу и покорности Его Воле. Если человек молится немного, он может получить ответ на свою молитву, но в пооке разных вещей ответ можно не заметить, и тогда человек засомневается в том, чтоит ли молиться.

Мохаммед установил пять молитв ежедневно, что на самом деле означает ритмическую концентрацию на Боге, и это были искренние молитвы в мечети, которые принесли победу армиям на полях сражений. С приходом неискренности пришел и начальный этап  поражения. Для Суфия перерыв в молитве означает поражение. Каждое дыхание, каждый шаг и каждая мысль являются для него молитвой. Это — большое достоинство Фикра, столь великое, что его нельзя сравнить с чем-либо еще. Молитва означает для Суфиев Фикр; только Бог мудр, только Бог добродетелен, и поэтому полная зависимость от Него является единственной и величайшей добродетелью.

19 марта

ИСКРЕННЕ ПРЕДАН ТОТ, КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ, КАК СМИРИТЬ СЕБЯ ПЕРЕД БОГОМ.

Искренность — это духовное смирение. Никто не может сказать: «Я смиренен», потому что любое выражение «Я» мешает смирению. Смирение говорит: «Ты», и это высказывание ничего не определяет и не постулирует. Оно теряется само в себе.

20 марта

ЭТО МУДРО — ВИДЕТЬ ВСЕ ВЕЩИ И, НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ОТВРАЩАТЬ СВОИ ГЛАЗА ОТ ВСЕГО, НА ЧТО НЕ СТОИТ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ.

Это — душа, которая видит, сердце, которое понимает. Ум сам по себе — ничто, но ум, должным образом воспитанный и контролируемый, приобретает целый мир, и при этом человек не теряет душу. В таком состоянии человек видит, потому что Бог видит через него; человеку уже не нужно видеть просто так, ради самого видения или ради своего эго, человеку нужно видеть во имя Бога. Если мы будем сейчас размышлять о том, что видим, если мы будем об этом много думать, то это будет видение ради эго, это не будет видение во имя Бога, даже если мы будем говорить, что это именно так — это не будет так.

То видение, которое является инсайтом (кашфом), видит атрибуты и сущность одновременно, и ему не нужно анализировать людей или ситуации. Оно дает возможность увидеть единство вместе со всеми его частями, и при этом не дает моральных оценок какому бы то ни было состоянию или вещи. Это и означает иметь правильные взгляды, когда плоды ощущения оставляются Богу.

21 марта

НАША ДУША БЛАГОСЛОВЛЕНА ВПЕЧАТЛЕНИЕМ СЛАВЫ ГОСПОДА, КОГДА БЫ НАШИ УСТА НИ ВОСХВАЛЯЛИ ЕГО.

Эта хвала является единственной вещью, которая пронизывает сети ума. Прежде всего, хвала, которой мы одариваем Господа, является единственным восхвалением, на которое, возможно, мы не можем ожидать ответа; это отсутствие ожидания ответа показывает неэгоистичность, а неэгоистичность является единственной вещью, благословляющей душу.

22 марта

ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН УЧИТЕЛЬ — САМ БОГ; МЫ ВСЕ ЕГО УЧЕНИКИ.

Знание не является плодом ума; знание приходит, когда ум сам по себе является плодом с древа знания. Оно не является особыми именами и формами, которые составляют знание, но успешное схватывание сути вещей через живое понимание, которое есть самая суть нас самих.

Но что такое понимание? Это Путеводный Дух внутри нас, то есть отражение Бога, которое является единственной вещью, дающей нам силу и вдохновение. За пределами даже того, что является Богом по Существу, который постоянно изливает любовь и знание. Когда мы восприимчивы, мы становимся Его учениками.

23 марта

ВСЕ ЗЕМНОЕ ЗНАНИЕ ПОДОБНО ОБЛАКУ, ЗАКРЫВАЮЩЕМУ СОЛНЦЕ.

Потому что эти формы возникают из мыслей-теней. Отвердение придуманных форм заставляет человека производить материальные объекты из материала, предоставленного физической сферой. Ментальное и физическое не может быть в этом разъединено, однако процесс, который дает уму возможность работать, является сверх- ментальным. То реальное знание приходит, когда ум сонастроен сердцу, а сердце — той всеобщности, которую человек называет Богом или Аллахом, Амитабхой или Брахмой.

24 марта

ПЕРВЫМ ПРИЗНАКОМ ОСОЗНАНИЯ ИСТИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕРПИМОСТЬ.

Правда имеет природу Будды, она не манасична, и ее никогда невозможно полностью выразить словами. Вы не можете построить силлогизм о Любви, и точно также вы не можете описать правду. Даже попытка описания правды сама по себе неправильна (все попытки неправильны (просто потому, что это — попытки), и тем не менее, все попытки — правильны, потому что это концентрация на том, что является правильным, и их природа — природа правильной концентрации.

С этой точки зрения, может быть видно, что все попытки (стремления, старания) хороши, однако все средства выражения являются несовершенными. Различие между правильным и неправильным относительно, а не абсолютно, и ни о ком нельзя сказать, что он всегда прав, и духовная терпимость приходит, когда мы видим, что все выражения отчасти правильны, и отчасти неправильны, и что источник их ошибочности состоит именно в том, что нечто подверглось выражению, а вовсе не в том, что реально было выражено.

Это очень сильно отличается от терпимости умников, которые чувствуют, что их воззрения правильны, и что это показывает величие их сердца, когда они благорасположены по отношению к тем, кто отличается от них. Однако духовный человек знает, что в самой природе нафса заложены различия, и что все устремление к правде является неправильным, и что все выражение правды есть нечто иное как этот нафс, хотя и существует несколько степеней или аспектов нафса.

25 марта

ТОТ, КТО НАПОЛНЕН ЗНАНИЕМ ИМЕН И ФОРМ, НЕ СПОСОБЕН ВМЕСТИТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ.

Тем не менее, у того, кто обрел способность знания Бога, остаются также все возможности для знания имен и форм. Это потому, что сердце настолько величественнее ума и представляет собой самую сущность ума. Рост сердца, пробуждение сердца, очищение истинной верой являются лучшими способами увеличения умственных способностей.

Однако целью жизни является обретение истины, а не развитие ума. Часто суфии приобретают выдающиеся умственные способности через свое духовное раскрытие, однако это не обязательно, в этом нет заслуги, потому что это знание таково, что его нельзя взять с собой выше Малакута.

Предположим, что кто-то живет жизнью сердца, будь то в Джабруте или на земле — а это на самом деле одно и то же? — и каким образом такой человек приобретет знание?

Ему это совсем не нужно. Он может прочесть это в умах других, не обязательно только в умах людей, ведь когда сердце открыто, сами деревья, холмы, цветы, скалы, и птицы, и животные передадут ему свои впечатления; есть также речь в молчании, которая намного больше любых звуков, создаваемых языком.

Кроме того, в состоянии сердца нет необходимости ловить ум в ловушку или иметь большую память. Это всегда здесь, в атомах, и все, что нужно, можно вызвать усилием воли. Это высшая акеша, которая содержит в себе все знание о существовании и формах, можно сказать, что это пракрит Джабрута, земля Джабрута, природа Адама, которая становится, с другой точки зрения, небом Малакута.

26 марта

ЧЕЛОВЕК БЛИЖЕ К БОГУ, ЧЕМ РЫБЫ К ОКЕАНУ.

Сейчас рыбы находятся в океане, но океана нет в рыбах, он в них только, может быть, в определенном смысле. У рыбы есть кости, мускулы и так далее, которые созданы из более твердого материала, чем океан. Однако все вещи сотворены из Бога, материал, из которого сформирован человек, акеша, которая предоставляет вещество и пищу для интеллекта, поток света, который является сущностью сердца, и душа, которая есть сам Бог.

27 марта

МЫ НАЧИНАЕМ ЖИТЬ, ПЫТАЯСЬ СТАТЬ УЧИТЕЛЯМИ; ЭТО ОЧЕНЬ ТРУДНО — НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ УЧЕНИКОМ.

Потому что быть учеником — это не учиться, это сдаться. Пока эго не сдалось, человек не может учиться у другого. До тех пор, пока человек держиться за свою самость, дверь закрыта перед всеми другими самостями, будь то нафс человека, животного, растения, скалы, мысли или чего-либо в небесах над ним, или в земле под ним. Все это закрыто за какой-то определенной точкой.

Когда этот нафс обуздан, все вибрации переносят к сердцу все, в чем оно нуждается. Это является началом того, чтобы стать учеником; даже после многих лет медитации и молитвы человек не всегда достигает состояния сердца или поддерживает его в себе. В то же время, боль, или любовь, или печаль может в одно мгновение привести к этому.

28 марта

ПОКА СЕРДЦЕ НЕ ОПУСТОШЕНО, ОНО НЕ МОЖЕТ ВМЕСТИТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ.

Ныне состояние сердца таково, что оно ничего не содержит в себе. Оно не может вмещать сразу две вещи, однако единство, которое оно вмещает в себя в любви, может быть простым или сложным, очень большим или большим, чем вся вселенная. В этом состоит объяснение учения Упанишад. В Упанишадах Атман часто означает то же, что и сердечная сущность, и эта сущность сердца схватывает и большое, и малое, но что бы она ни удерживала в себе, она не удерживает ничего, кроме этого.

По этой причине суфии практикуют концентрацию на сердце, во-первых, для того, чтобы восстановить способность восприятия и затем подготовить сердце к восприятию, которое единственное, потому что только оно делает это хорошо; то есть воспринимает Бога, придерживается Бога. Все суфийские практики имеют в виду эту цель.

29 марта

ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ ИСТИНУ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОЕЙ ЭВОЛЮЦИЕЙ.

То есть, по мере того, как открывается его сердце. До тех пор, пока это не произойдет, может присутствовать знание имен и форм — а это не есть правда. До тех пор, пока это не произойдет, человек может быть добрым по отношению к каждому и иметь друзей, или учеников, или счастье, но это — не Истина. Все это преходящие фантазии, хотя они и кажутся сущностью знания или любви. До тех пор, пока сети ума не прорваны, а реальность не постигнута, это не Истина. Истина — над всем мирским знанием и мирской моралью, она выражает, но не подвергается выражению. Мы сами обладаем природой Истины, и ничто вне нас не может быть названо истиной.

30 марта

МЫ НИКОГДА НЕ СМОЖЕМ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ПРИНИЗИТЬ НАШЕ ОГРАНИЧЕННОЕ ЭГО ПЕРЕД ЛИЦОМ БЕЗГРАНИЧНОГО СОВЕРШЕНСТВА.

До тех пор, пока есть смирение, не достигается стирание. Путем смирения мы делаем наше ограниченное эго очень маленьким; путем стирания мы превращаем его в ничто. Маленькая частица имеет значение, это значение может быть очень малым, но это все же какое-то значение, поэтому смирение удерживает эго от расширения, но не стирает его.

В математике все числа — ничто перед бесконечностью, и в действительности все вещи или мысли — ничто перед Богом. Это соответствует смирению. Однако в математике нуль — это ничто перед чем бы то ни было, имеющим какое-то значение, при этом не нужно измерять это нечто. Это и есть стирание эго, вследствие чего все вещи кажутся бесконечностью, потому что во всем можно увидеть лицо Господа.

31 марта

ДАЖЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ ИМЕНИ БОГА — ЭТО БЛАГОДАТЬ, КОТОРАЯ, КАК НИЧТО ИНОЕ, МОЖЕТ НАПОЛНИТЬ ДУШУ СВЕТОМ, РАДОСТЬЮ И СЧАСТЬЕМ.

Несмотря на то, что это может быть истинным, несмотря на то, что может присутствовать большая мантрическая ценность в мысленном и словесном повторении любого из имен Бога, это достоинство — ничто по сравнению с реальностью, которую человек испытывает в Зикре. То есть, это не кармическая деятельность, это не накопление какого-то добра, за которое человек может в будущем получить награду, будь то в раю или за его пределами.

В Зикре благодать — это то, что реально происходит; следовательно, не подлежит обсуждению, почему это происходит, надо только знать, что это происходит. Однако великое понимание приходит из жизненного опыта и через него. Восхваление Бога — само по себе награда.